МоскваКаталог товаров
Сравнение Корзина0
Вход / регистрация
применить
Применить

GT: Карачаево-Черкессия как блюдо кавказской Trail/AM кухни. Часть первая – Архыз

15 ноября 2019

Хорошая и насыщенная событиями поездка отличается от обычной тем, что о ней хочется рассказать. Так считает наш размышляющий путешественник или путешествующий раз’мыслитель Алексей Кислинский, приславший очередную историю. И мы согласны с его мнением.

Привет. К этим словам я хотел бы добавить ещё одну мысль: количество событий, происходящих в туре в единицу времени, обычно прямо пропорционально сложности их описания, особенно когда хочется рассказать обо всем, но не потерять динамики и не утопить читателя в подробностях, интересных лишь их участникам. Для таких историй требуется время, за которое происходит их переосмысление, текст, вчера казавшийся готовым, снова редактируется, а то и переписывается заново во имя интереса к результату и установленным собственным планкам качества его подачи. Но ваше доверие и два с половиной месяца мук творчества этого стоили. Поехали!



Мой интерес к Архызу начался с первых видео обзоров от коллеги Ивана Кунаева, приложившего свои силы и знания к его строительству. Появление нового байк-парка в России – событие само по себе большое, а возможность оценить это, лично побывав в новой локации не оставила сомнений при составлении планов поездок. Выбор даты тоже был очевиден: во второй половине августа здесь должен был пройти Чемпионат страны по даунхиллу. Это означает возможность не только встретиться с его участниками, многие из которых – мои друзья, но и спустя 10 лет вновь оказаться внутри самой-самой «ДХ-движухи», чтобы посмотреть на случившийся с ней прогресс.  



Первое, что я всегда планирую заранее – это трансферы и жильё. Но эта поездка стала первой, где планы один за одним летели к черту, а я просто проплыл по течению целой серии удачных совпадений, сопровождавших весь тур с момента выхода из дома.  Буквально за день до дэдлайна на выезд, после того, как у меня отвалилась последняя возможность вписаться в машину к собирающимся на гонку ялтинским парням, мне удалось купить последний билет на автобус до Краснодара. Как оттуда попасть в Архыз я представлял слабо, но тут, как по волшебству появился Влад Бурлак, с которым я познакомился во время его майского крымского тура, который тем же утром ехал на Чемпионат и пригласил разделить с ним двухместный номер в до краев заполненной гостинице, о брони которой я также не позаботился по причине неопределенности с попутчиками и датой отъезда.  



Пятичасовой путь в Архыз прошел в комфорте и неге, под приятную музыку, неспешные разговоры, загрузку хычинами и «полосатые» ливневые дожди, которыми встретила Карачаево-Черкесия после солнечных Краснодарского края и Адыгеи. Было удивительно наблюдать, как после 10-15 километров под потоками воды вдруг ненадолго въехать в заливаемую солнцем долину, чтобы потом снова погрузиться в стихию «водного мира», чтобы вскоре снова покинуть его. Никогда такого не видел. Тем не менее, Архыз встретил нас сухо-приветливо, хотя на ближайшие дни обещал «сильные, но кратковременные».



Влад и я поселились в «Вертикали», гостинице, где жили большинство участников не только по причине максимальной близости к трассам и подъемникам, но и вместе с четырьмя звездами при относительно невысокой цене, предлагавшей достаточный уют, место для хранения байков и обильный завтрак. Утром, выспавшись и отдохнув после суток, проведенных в дороге, я отправился изучать прелести байк-парка, расположившегося на южном склоне хребта Абишира-Ахуба («Пастбище Абишировых» - так звучит фамилия одной из карачаевских династий) и во владениях туристического комплекса "Романтик".



Как байк-парк, Архыз очень молод, но имеет большие амбиции и, как следствие – перспективы. Современный гондольный подъемник поднимает на 600 метров (время в пути 17-18 минут) прямо к старту единственной к этому времени трассы «красного» уровня сложности.



Именно про неё рассказывал Иван и с неё я решил начать знакомство с парком. На этой, пока единственной «верхней» трассе уже проводились соревнования (в том числе и этап Кубка России), здесь катается каждый приезжающий в Архыз байкер-скилловичок, поэтому неудивительно, что во время первого спуска она показалась мне основательно подразбитой.


В дни, предшествующие официальным тренировкам, здесь уже каталось более сотни человек и каждый из них совершал в день не менее 5-7 спусков, обнажая корни, выворачивая камни, добавляя трассе колей, тормозных волн, ям – словом, делая её более бескомпромиссной. Своими тормозами и покрышками колес я, естественно, внес и свой вклад, но привыкая к ней с каждым спуском, я чувствовал себя всё более и более раскованно, и вскоре освободился от напряжения и боли в руках – верных спутников излишнего торможения и связанной с ним «долбежки».



GT Force, с которым я приехал в Архыз, переживал знакомство с меньшими, чем я эмоциями, подначивая меньше тормозить на рукотворных конструкциях или естественных ухабах и меньше обращать внимания на кажущийся недостаточным ход своей подвески. И чем больше спусков я делал, тем лучше у меня получалось следовать его совету. Ко второй половине дня я стал чувствовать себя вполне уверенно, хотя время моего проката было далеко от рекордного, да и битву с двойным «разрывником» в середине трассы я проиграл, списав в ней своё поражение на недостаток защитной экипировки в случае неудачи (знакомо, ага?).


Тем временем на «красной» кубковой появились два новых сегмента, придавших ей немного черноты: стартовый съезжательный (строительство шор-роад-дропа только началось) и финишный прыжковый, с траверсом и двумя огромными трамплинами-столами. Грунт на «обновках» был ещё мягким и народ, готовящийся к гонке, сразу кинулся его укатывать. Я тоже пару раз прокатил оба сегмента, и они мне понравились. Обновленная трасса получила название «Fury». Думаю, что это – дань уважения Ивану Кунаеву и большому «брату» GT Force. Как за вклад в развитие байк-парка в общем, так и за помощь в проектировании трассы в частности.



Кроме полюбившейся мне «красной» трассы парк владеет тремя «синими» и новичковой «зеленой», расположенными в нижней и пологой части склона. Перепад высот небольшой, и все 110 метров находятся в зоне контроля кресельного подъемника. Недалеко от зоны высадки с него есть небольшая скилл-зона с традиционными для настоящего байк-парка деревянными конструкциями в канадском стиле. Что? Конечно попробовал!



Утром следующего дня солнце светило всё так же ярко, гуляющие облака плакать не собирались, а слой пыли на трассе неумолимо рос под колесами взрывающих её велосипедистов. Я сделал два спуска и… понял, что парковое катание мне наскучило.



Гонку ехать я не планировал, а более десятка прокатов по трассе – достаточно, чтобы составить о ней мнение, которым я поделился. Взглянув на карту парка, я увидел два пеших маршрута, начинающихся от верхней станции подъемника и решил их исследовать.



Первый трейл, к которому я проявил интерес, уходит вправо от канатной дороги и после небольшого подъема ныряет в лес. Тропа хорошо утоптана, на всем своем протяжении оборудована площадками для отдыха и даже сделанными из поперечных срезов стволов деревьев переходами через немногочисленные топи.



Оказаться здесь после «черно-красной» было как попасть на вечер менуэтов Гайдна после концерта Black Sabbath.



Тихо, медитативно и очень красиво. Пологие рукотворные траверсы сменялись небольшими корневыми секциями и интересными шпильками-свичбеками. Мне было известно, что кататься здесь нельзя (впрочем, запрещающих табличек на входе я не заметил), поэтому я как вор крался по усыпанной хвоей тропе, стараясь не оставлять следов торможений и был особенно вежлив и предупредителен с редкими туристами, встреченными на пути.



Шестикилометровый маршрут закончился выездом к финишу зеленой трассы, которой я выкатил к нижней станции подъемника. Как велотрейл, эта эко-тропа малоинтересна, но познакомиться с ней и оказаться в красивом, залитом солнцем реликтовом лесу было очень приятно. Рекомендую, только приходите сюда без велосипеда и никому не говорите, что я тут был.



К этому времени завтрак давно сгорел, и я подкинул в топку начинающего голодать организма потрясающий размером и вкуснотой хычин, коими вместе с напитками и сувенирной продукцией потчуют в палатках возле подъемника.



Не могу не отметить добрую женщину по имени Ольга (да-да, «просто Ольга» как она сама сказала), угощающей травяным чаем и приветливой настолько, что поиск места для ланча был решен сразу и на всё время, что я находился в Архызе.



Второй маршрут, отмеченный на карте летних развлечений парка как пеший, также начинался от верхней станции канатки, но уходил от неё влево (если стоять лицом к хребту). Небольшой подъем по грунтовой дороге, отмеченной редкими метками… и потом метки теряются, а метров через сто от дороги ответвляется нитка тропы, сваливаясь вниз и выполаживаясь траверсом вдоль склона.



Она оказалась намного более «дикая», чем эко-маршрут, который я оставил за спиной. Узкая, сыпучая и вертлявая, то ныряющая в ложбинки с обязательными ручьями, то резко взлетающая, огибающая редкие растущие на склоне деревья и прыгающая по каменным россыпям и петляющая среди мини-плантаций колючего чертополоха. Ехать по ней оказалось сложно и проезжаема она далеко не везде. Прежде чем отъехать от подъемника на пару километров, я раз тридцать спешивался с байка и снова прыгал на него, надеясь, что «вот-вот, после это участка я и кайфану».



Игра эта продолжалась до тех пор, пока в полукилометре впереди я не увидел спускающуюся вниз и мне навстречу отару, вокруг которой носились собаки размером со взрослую овцу. Однажды мне довелось пообщаться с алабаями и полученный тогда опыт напомнил, что новая встреча с ними не сулит мне ничего хорошего. Назад возвращаться не хотелось, а посмотрев вниз, я понял, что ещё один туркомплекс Архыза - «Лунная Поляна» остался у меня далеко за спиной, что значит: отмеченный на карте маршрут я давно потерял, хотя очевидных развилок не видел.



И я решил сойти с тропы и ехать вниз фрирайдом, не теряя надежды найти ещё одну, которой бы мог продолжить путь и в идеале – ей же выехать к нижней станции «Романтика». Склон оказался довольно крут, я старательно выбирал открытые и хорошо просматриваемые участки, пытаясь не сваливаться в наполненные камнями ложбины, пока не выехал к небольшому подлеску и не обнаружил там тропу, но протоптанную не ногами, а копытами. Эта часть пути, вероятно ожидавшая ту самую отару, оказалась самой веселой.


Знают ли овцы что-нибудь о выборе маршрута и вообще о трейлбилдирстве – я не в курсе, но их представление об интересных траекториях я разделял тогда полностью и до времени, пока лес не кончился, тропа снова не вышла на пологий открытый склон и вскоре не уперлась в автомобильную дорогу. Потом, ещё раз изучив карту, я понял, что где-то в пути потерялся и уехал слишком далеко, почти к административной границе соседнего с Зеленчукским, Урупского района КЧР, что в трех километрах западнее официального окончания маршрута.



Всё, что оставалось сделать в тот день - это асфальтом вернуться в «Романтик», отмыть велосипед от побочных продуктов «копытной» тропы, послушать впечатления друзей, продолжающих свои тренировки на «чемповской» трассе, а также подумать о том, чем я займусь завтра (хотя решение было принято ещё в день приезда).



Когда «завтра» стало «сегодня», я в который раз бросил взгляд на Абишира-Ахуба и подумал, что заслужил встречу с ним. Невероятно красивый и возвышающийся над Архызом хребет манил к себе все три дня, но до личного знакомства с ним нужно было дозреть. И вдруг, оп-па! У нас же первый день Чемпионата – пеший просмотр трассы и официальные тренировки, а это значит, что до 14.00 на подъемник с велосипедом – низзя! Даже тем, кто не только не участвует в гонке, но и уважает её регламент. Напомню, что трасса ДХ от верхней станции подъемника – единственная и именно по ней должны были пройти соревнования, и, следовательно, решение «не пущать» по мнению организаторов гонки и столичных представителей федерации могло выглядеть логичным. Но то, что велосипедист может отправиться куда-то ещё, осталось за пределами их представления. Наверно, это нормально, но на секунду я почувствовал себя жертвой геноцида "обычных" байкеров со стороны "спортсменов", а посему встреча с хребтом так и не состоялась. Эта, и поныне спорная для меня мера по принуждению к дисциплинированности, стала причиной другой поездки - к Софийским водопадам, популярной и полной местных легенд достопримечательности.



Мой путь к водопадам начался после пяти километров спуска по дороге в сторону поселка Архыз и съезда на грунтовую дорогу, плавно поднимающуюся вдоль шумящей, как и положено горной реке, Псыш, обильно наполненной конечной целью моего путешествия.


Вскоре я выехал на обширную туристическую стоянку - Таулу с парковками и кэмпингом, продуктовыми и сувенирными лавками, прокатом фэт-байков и предложениями совершить конную или автомобильную прогулку.



После Таулу грунтовка сразу погрузилась в лес и взяла резко вверх, заставляя некоторые «торчки» преодолевать, как говорится, «на краях» и иногда останавливаться, чтобы успокоить пульс и перевести дух. Но вызов, брошенный градиентом и разбитым колесами скальником, продолжался недолго. Вскоре дорога стала заметно положе, я выехал на открытый участок и весь оставшийся путь любовался видами Софийской седловины и окружающих её вершин.



Своим названием одна из самых высоких вершин на районе (3269м), её водопады, ледник, озера и река по одной версии обязаны имени владельца пастбищ Суфий (тюрк.) и по другой - родовой абазинской фамилии Софиа. Не исключается и вариант с греками-миссионерами, давшими горе имя София, что означает «Мудрость».



Дорога то поднималась выше, то спускалась к самому руслу реки, наполняемой многочисленными стекающими с обоих склонов гор ручейками. Ущелье становилось шире и взору открылись альпийские луга с нисколько не портящими вид палаточными городками. Движение на дороге было довольно оживленным: пешие туристы, авто и конные экскурсии, часто я специально выжидал, когда они скроются из вида, чтобы снять аутентичный пейзаж. Я никуда не спешил, весь маршрут крутилось довольно легко, хотя за 15 грунтовых километров барометр часов показал набор чуть более 650м (смело прибавляем еще 100м на дорожные "нырки").


Перед началом путешествия я услышал ещё одно название - "Ледниковая Ферма", но не стал выяснять подробности, желая удивиться при встрече с ней. По факту ею оказалась ещё одна зона отдыха с традиционными хычинами, лимонадом, и прочими вкусностями местной кухни.



Здесь дорога кончилась и к подножию водопадов вела уже тропа, сначала интересная для закрута, но быстро ставшая непроезжаемой из-за обилия скальника, уклона и трафика туристов. А до водопадов, грохот которых был уже явно слышен, оставалось чуть более километра с 200-метровым набором пешком.



И байк был бы в этом туре явно лишним даже на обратном пути. Поэтому я посчитал на этом миссию выполненной, а дальнейшее движение ненужным, остановился и покормил собственный организм.


 
А в качестве компенсации, вернувшись на Ферму, проехал от неё по другому берегу Софии и посмотрел на водопады с другого ракурса. Говорят, что девять водных струй, падающих со стометровой высоты, обязаны своим появлением вражде двух богов – царя Тейри и бога молнии Эпле. Тейри, покоренный красотой Софии, приказал сделать здесь святилище и украсить не только гору, но и всю её долину. Его подданные, боги леса и гор принесли сюда цветы, поселили животных, а боги воды (и климата) нарядили вершины в ледники. А потом был большой праздник, куда Эпле явился незваным гостем. Тогда Тейри сбросил его с горы, но Эпле зацепился за тучу и стал швырять молнии пока не начался пожар. Чтобы потушить его, Тейри приказал солнцу растопить ледяной покров. Бурные потоки воды погасили пламя, сохранив дивную природу и её красоту. С тех пор и текут по склонам Софии ее спасительные девять водопадов.



Пришло время двигаться обратно. Путь был веселым и легким. Совершив оборот педалями, можно проехать накатом пару километров, небольшие подъемы залетались с хода, а пересекающие дорогу и падающие в речку многочисленные горные ручьи быстро перестали быть причиной притормозить. Путь туда-обратно занял чуть более трех часов (в движении). Всего потрачено около 40км и ~900м набора/сброса. Хочу выразить искреннюю благодарность организаторам ЧР ДХ за вдохновение прокатиться этим маршрутом, который изначально не планировался (ещё один момент в череде удачных совпадений, помните?).



Следующим, гоночно-квалификационым утром в Архыз пришли обещанные прогнозом тучи, наглухо закрыв Абишира-Ахуба вместе с желанием туда отправиться. Перспектива оказаться в плотном облаке, лишиться видов, да и ещё в нем потеряться мне не нравилась, поэтому отложив в сторону собственное катание, я отправился смотреть как это делают другие. Дождь, начавшийся в разгар заездов и превративший трассу в месиво (где-то на хребте мог бы быть я), утих после гонки, но лишь затем, чтобы с новыми силами вернуться ещё и в день финала.



Большую часть времени я прятался в финишном шатре, слушая, как насквозь мокрые участники радостно обмениваются гоночными впечатлениями. Я буквально питался ими, вспоминая свои переживания в подобных ситуациях, и это было прекрасно! Потом было награждение победителей.



Я рад успеху Ивана Кунаева, взявшего «серебро» в Элите и «бронзу» в Абсолюте, но в не меньшей степени рад за всех ребят, приехавших на этот спортивный праздник. Даже если и большая его часть прошла мимо меня, меня впечатлили почти полторы сотни участников, не испугавшихся ни затрат, ни трудностей трассы, ни погоды и оставшихся верными своему виду спорта на волне модных его конкурентов. Особенно порадовала молодая поросль, многочисленная, быстрая и агрессивная.



Подытоживая поездку в Архыз, я с легким сердцем могу сказать, что она удалась. Я сполна получил ожидаемое от неё и желаю парку не останавливаться в своём развитии. Чемпионат закончился, его герои (а таковыми я считаю всех участников) занялись хлопотами по сборам домой. А я оказался в плену у ещё одного удачного совпадения, так как с помощью Олега Соловьева - большого, шумного и как Зелибоба доброго веломеханика из Ессентуков, возвращающего гоночную молодежную банду родителям, я тем же вечером оказался в Теберде.


Но это будет история о ещё одном блюде Трейл/АМ кухни Карачаево-Черкессии, и я подам его в следующей части. А пока – ваш АК.        


все новости
Оценить:  
 

Теги: gt, Алексей Кислинский, all mountain, Велосипеды

Конкурсы видеообзоров Rome, Drake, Nitro и Bataleon!

Скидки до 45% на зимнюю коллекцию 2023/2024!

Скидки до 50% на зимнюю коллекцию 2022/2023!

Скидки до 60% на зимнюю коллекцию 2021/2022!

Скидки до 30% на летнюю коллекцию 2023!

Подарочные карты

все предложения



Сеть специализированных спортивных магазинов «Триал-Спорт». Снаряжение, одежда, обувь и аксессуары для активного отдыха и спорта! Велосипеды горные, шоссейные и bmx, роликовые коньки, скейтборды, лонгборды и самокаты, горные и беговые лыжи, сноуборды, ледовые коньки и хоккейная экипировка, товары для альпинизма и скалолазания, туристическое снаряжение. Интернет-магазин с доставкой по всей России!