МоскваКаталог товаров
Сравнение Корзина0
Вход / регистрация
применить
Применить

Евгений Шипилов: Длительный Тест - Norco Range Carbon 7.1

24 июля 2014

За последние несколько лет дизайн и технологии «маунтинбайков», несомненно, шагнули вперед. Большинство производителей переключились на карбон не только в производстве легких рам для кросс-кантри и трейла, но активно внедряют углеволокно в эндуро сегмент и в ДХ. Велосипед для all-mountain без регулируемого подседельного штыря  воспринимается неполноценным, хотя о такой детали не так давно мы и не мечтали. Диаметр колес тоже не является неизменной величиной и, похоже, мы наблюдаем медленный закат 26 дюймов. Но для меня главным вопросом во всей этой гонке технологий и нестандартных решений всегда оставалось одно: что на самом деле движет велосипедной индустрией – чистый маркетинг с целью продать побольше новых велосипедов или желание создать как можно более удобные, универсальные и легкие в управлении велосипеды.

К счастью мне выпала возможность выяснить это на собственном опыте, протестировав два поколения байков для эндуро. Мой алюминиевый Norco Range2 2012 года верой и правдой служил мне более двух лет и ни разу не подводил меня. Он довольно неплохо едет вверх, во многом благодаря легким бескамерным колесам, но в этом плане мне всегда хотелось большего, так как некоторые конкуренты ехали заметно лучше. При езде вниз же я всегда сравнивал его с ДХ байком, только с уменьшенным ходом. Рама действительно жесткая, особенно ощущается монолитность заднего треугольника с четырех-рычажной подвеской A.R.T. Даже на самых суровых каменистых трассах на очень большой скорости байк прекрасно держит траектории и едет туда, куда надо. Казалось бы, чего еще можно желать? Как я уже говорил, хотелось бы немного облегчить участь в подъемах, укоротить перья, чтобы байк легче выдергивался, и удлинить передний треугольник. Ну и раму полегче, да из карбона, а заодно попробовать ставшие неожиданно модными колеса 27,5 дюймов. К счастью, мечты иногда сбываются и благодаря тому, что в этом сезоне меня поддерживает компания Триал-Спорт и Norco, я получил возможность первым в России протестировать Norco Range Carbon 7.1, в котором как раз учтены все эти пожелания.

Первое, что приходит в голову при первом взгляде – байк выглядит красивым. Понятно, что на вкус и цвет… но в сравнении с первым поколением разница огромна. Нельзя сказать, что это полностью новый велосипед, второе поколение Range дебютировало в 2013 году, но, то был алюминий, который и в этом году остался в линейке Norco. Ну а в этом году раму с точно такой же геометрией и пропорциями изготовили из карбона. И это определенно пошло ей на пользу – плавные изгибы и отсутствие сварных швов радуют глаз.

Сварной линк подвески. Жесткость заднего треугольника осталась сильной чертой Range. Из приятных мелочей — резиновая наклейка-отбойник цепи, очень прочная и способствующая тихой езде штуковина.



Norco использует систему подвески, которую они называют Advanced Ride Technology (A.R.T.), для оптимизации расположения шарниров задней подвески. Во втором поколении Range эту систему доработали. Основное изменение состоит в смещении заднего шарнира вниз и немного вперед, в сравнении с традиционной подвеской с линком Хорста. Как утверждают инженеры Norco, это имеет четыре основных плюса: увеличивает отзывчивость подвески при обработке препятствий прямоугольной формы,  лучше изолирует работу подвески от тормозных усилий, увеличивает эффективность педалирования и повышает прогрессию в работе подвески. Вот эти рекламные слоганы мне интереснее всего проверить в деле. В шарнирах и втулках амортизатора используется разжимной цанговый патрон, который обеспечивает равномерную нагрузку на обойму подшипника.

Конечно, все современные решения на месте: конический рулевой стакан, каретка Press Fit92, задняя сквозная ось SyntaceX-12 и ушки крепления цепегасителя ISCG. Все рубашки убраны внутрь рамы, гидролиния заднего тормоза надежно закреплена на нижнем пере заднего треугольника. Привод подседельного штыря также спрятан внутрь рамы. Я считаю, что решение вопроса проводки рубашек инженерами Norco заслуживает самой лучшей оценки, все идеально подогнано, нигде не притирает и не портит внешний вид байка.





Защита нижней трубы — непременный атрибут карбоновых рам для экстрима



Геометрия

Одна из ключевых фирменных «фишек» в геометрии Norco – так называемая схема GravityTune, то есть оптимизированная для езды вниз компоновка байка. Главная идея этой схемы —  достижение сбалансированного положения райдера на велосипеде вне зависимости от размера рамы. Обычно размер байка это высота и длина переднего треугольника, но здесь при увеличении его размера каретка также сдвигается вперед. При таком подходе отношение расстояний от осей колес до каретки остается неизменным. Да, при этом удлиняются перья и в размере L они уже не будут столь короткими, как у моего размера М (427мм против 431мм), хотя это все равно короче, чем у старого Range (437мм). Но в любом случае такая компоновка определенно имеет смысл. В первую очередь это сказывается при прохождении поворотов, но об этом чуть ниже. Длина переднего треугольника (TTH) подросла почти на сантиметр (598мм против 590мм), это позволяет увереннее перемещать центр тяжести, а также устанавливать более короткий вынос для лучшего контроля, при этом не теряя удобства при подъемах. Значение Reach также увеличилось на 4 мм и теперь равно 415мм. Угол рулевой трубы в 66 градусов наиболее распространен в эндуро сегменте и позволяет уверенно управлять байком на любом уклоне, оставляя способность велосипеда карабкаться в гору на достойном уровне. Также в новом Range каретка расположена значительно ниже (344мм против 360мм) и это несмотря на увеличившийся диаметр колеса!

Комплектация

Range Carbon 7.1 не самый верхний в линейке, есть и более навороченная версия LE, тем не менее он укомплектован компонентами пригодными, как для соревнований по эндуро высочайшего уровня, так и для длительного катания в стиле all-mountain. В любом случае можно быть уверенным в надежности компонентов. Вилка RockShox Pike успела стать настоящим бестселлером для АМ и Эндуро катания. Она гораздо чувствительнее старых Lyric, при этом весит почти на 300 грамм легче. Амортизатор Monarch Plus с расширительным бачком указывает на возможность длительного агрессивного катания без риска перегрева масла с последующим залипанием амортизатора и уменьшения его хода.

Трансмиссия Sram X01 ничем, кроме веса не уступает топовой XX1, алюминиевые шатуны, доступные только в OEM версии, возможно даже прочнее своих карбоновых аналогов. Честно говоря, я сомневался, хватит ли мне диапазона этой трансмиссии, ведь я привык кататься на двойнике с 22 звездой. Но опасения не оправдались, к счастью здесь установлена передняя звезда на 32 зуба и диапазона кассеты хватало мне для всех подъемов, в которые я бы смог въехать, используя двойник спереди. Что касается педалирования вниз на скорости, то пока не было моментов, где бы мне не хватило комбинации 32х10.

Немного о том, что я поменял на байке, исходя из личных предпочтений. Стоковые четырех поршневые тормоза Avid Elixir 7 Trail обеспечивают превосходную мощность, но на очень длинных крутых спусках главное - это устойчивость к перегреву, чем тормоза Avid никогда не могли похвастать. Поэтому они перекочевали на мой старый Range, а их место заняли Shimano XT. Ice Technology действительно работает, колодки с радиаторами делают свое дело на отлично. Возможно, местами мне не хватало их мощности, многие прорайдеры в гонках эндуро используют даунхильные Saint, но пока это не доставляло мне серьезных проблем. Подседельный штырь RockSho xReverb Stealth уступил место KS Supernatural с моего старого байка, который перед этим прошел полную переборку в мастерской Becycle.ru, где были заменены все резиновые уплотнения. Теперь штырь работает как новый, при этом ремонт стоит совсем недорого, в отличие от других мастерских, где сразу меняют целиком картридж. Внешняя проводка немного испортила чистый вид рамы, но меня это мало волнует. Покрышки Maxxis HighRolle r2 прекрасный выбор для эндуро, но в стоке стоит кевларовая версия, хотя и самая дорогая с защитой боковины EXO и компаундом 3С. Я поставил версию с двойным кордом и 60а компаундом, что практически исключает риск пробоя и они не сотрутся за неделю активного катания. Стандартные грипсы Ergon имеют слишком широкое внешнее крепление lockOn, что не позволяет использовать всю ширину руля, поэтому я заменил их на обычные. Еще я поставил верхнюю рамку успокоителя цепи. Звезда narrowwide должна надежно держать цепь, но у меня она слетела, когда я очень мощно вкрутил на «колбасе» миниДХ трассы в Игоре. Лучше перестраховаться в этом деле. На байке установлен вынос 60мм, учитывая, достаточно длинный передний треугольник, это слишком много, поэтому я поставил вынос 50мм со старого байка, но откатав месяц, подумываю о еще более коротком – 45мм.

И самое интересное – как он едет


 
Первая поездка начинается с выставления сэга амортизатора и вилки. Здесь благодаря специальной разметке сделать это очень просто без посторонней помощи. Для меня знакомство с Range началось с катания в плоской и ровной Игоре, поэтому сэг заднего амортизатора я выставил на 20%, а вилку – около 30%. Позднее, в горах заднюю подвеску я также настроил на 30% сэга.

С самого начала я был настолько заинтригован новым стандартом колес, меня терзали смутные сомнения и даже страхи. А вдруг будет тяжело вписываться в узкие шпильки (свичбэки), или  проходить «затычные» контруклоны, или… Когда колеса 27,5 начали активно проникать в сегмент эндуро я был одним из самых скептически настроенных к этому нововведению из всей нашей вело-тусовки, но мне одному из первых выпало испробовать их. Первым впечатлением после спуска было недоумение! Где вообще разница? Да, перед этим я две недели откатал на кантрийном найнере Norco Nitro и пересев на Range Carbon я просто не мог сходу осознать разницу со своим старым «эндуриком» на 26 колесах. Вернее разница была и довольно существенная, но она на первый взгляд никак не относилась к размеру колес. Байк явно лучше выдергивался, это заслуга более коротких перьев и совершенно точно лучше ехал в гору. То ли потому, что похудел почти на 2 кг, по сравнению с моим старым алюминиевым Range, толи из-за серьезно измененной кинематики подвески, а может из-за увеличенного диаметра колес. Но, конечно, все это вместе и давало такой приятный эффект. Сейчас, откатав более месяца в Альпах, мне удалось во всех нюансах прочувствовать отличия в апхилах. В длительных, достаточно пологих подъемах сказывается лучший накат 650 колес. Но еще больше эта разница ощутима, если под колесами не ровная поверхность, а камни, корни и прочие неровности. В этом случае лучше всего установить рычаг компрессии в среднее положение и стараться равномерно вкручивать. Да, найнер будет еще меньше втыкаться в каменные ступени и лучше катить, но мы же едем вверх, только ради интересного спуска, не так ли? С ростом уклона переднее колесо заметно разгружается, чтобы преодолеть по-настоящему крутой подъем необходимо встать на педали и крутить стоя. Геометрия байка такова, что центр тяжести смещен к заднему колесу, когда райдер сидит в седле.



Вот пример подъема, где сидя въехать уже никак, а стоя очень даже можно. Прямая передача 32х32.






Повороты – моя самая любимая тема в катании! И Range в этом плане определенно радует. Пологий угол рулевой трубы в 66 градусов, низкая каретка и удлиненный передний треугольник способствуют агрессивной атаке скоростных виражей. Просторный кокпит позволяет перемещать центр тяжести в более широких пределах, и здесь важен каждый сантиметр. Лучший способ пройти скоростной  поворот (не важно плоский или с упором) на Range– это хорошенько загрузить переднее колесо.  Запас «держака» очень внушительный, и не последнюю роль здесь играет размер колес, имеющих немного большую площадь контакта с поверхностью. Я привык искать в рельефе естественные упоры, этакие натуральные контруклоны, и байк провоцирует буквально впрыгивать в них, давая большое ускорение и бурю эмоций! А благодаря низкому весу перекладываться из одного поворота в другой стало полегче, чаще получается делать это одним прыжком. Несмотря на довольно длинную базу, узкие крутые повороты также проходятся без проблем, хотя конечно требуют точной работы с центром тяжести. Колеса 27,5 здесь не имеют никаких преимуществ, главное не создают проблем (привет найнер). Возможно, в узких шпильках и совсем «затычных» контруклонах байк на 26 колесах ведет себя более предсказуемо, но если в свичбэке нужна переставка колеса, размер колеса значения не имеет.





На спусках меня больше всего радует баланс между стабильностью на высокой скоростью и маневренностью. Это заслуга, прежде всего правильной геометрии. В меру короткие перья и достаточно длинная база – идеальное, на мой взгляд, сочетание. Не зря компоновка байка называется GravityTune – все внимание положению райдера на байке при езде вниз. И такой подход  приносит свои плоды. Переднее колесо ощущается невероятно легким, когда нужно перепрыгнуть внезапно возникшую канаву или камень. Или «засерфить» яму, например. В тоже время длинный передний треугольник позволяет оставаться по центру байка даже на самых сложных участках и большом уклоне, не свешиваясь слишком сильно на заднее колесо. Самые жесткие каменистые участки проходятся совершенно без напряжения – главное поменьше тормозить и байк «вывезет» из самой сложной ситуации. Можно одинаково эффективно проходить «сады камней» в несколько прыжков или просто прокатывать, разгружая байк в нужные моменты, Range не спасует в любом случае. В тоже время не нужно искать ровную поверхность, чтобы безопасно затормозить. Подвеска отрабатывает неровности даже при заблокированном заднем колесе, и тут не обманули.

Еще один рекламный слоган относительно обновленной подвески, который полностью подтвердился – это нарастающая прогрессия. При сэге 30% мне ни разу не удалось пробить задний амортизатор, как бы жестко я не приземлялся, или проходил резкие перегибы. В конце хода всегда присутствует приятная упругость, сравнимая с функцией настройки bottomout амортизатора Fox DHX5.0 air, хотя RS Monarch и не имеет аналогичной крутилки. Это позволяет не сбавлять скорость перед дропами на плоскость или резкими перегибами, что я испытал недавно на Чемпионате Словении по эндуро, где был очень резкий перегиб после крутой съезжалки. Вилка пробивалась, несмотря на 3 щелчка компрессии, а подвеска – ни разу! В тоже время, несмотря на расширительный бачок у меня иногда складывалось ощущение, что RS Monarch все же перегревается. Это происходило под конец спусков с перепадом 1000 и более метров, подвеска не работала на весь ход. На следующий сезон хочу попробовать аналог от Fox, за ними такого не было замечено.

Чтобы впечатления от нового байка были полными, я недавно прокатился на своем старом Range. День в компании знакомых англичан из Trail Addiction во французком Les Arc sпрошел чудесно. Не стоит думать, что первое поколение Range сильно уступает Range Carbon, но все дело в деталях. Новый байк немного более собранный на «колбасе», немного лучше держит в поворотах, ощутимо легче выдергивается и гораздо лучше катит. А еще меньше весит. Но все это вместе создает ощущение совершенно иного качества катания и размер колес здесь не играет главной роли. Все изменения геометрии и подвески выглядят продуманными и сбалансированными, а увеличенный размер колес лишь приятное дополнение. Да, именно приятное, в конечном итоге из скептика нового стандарта я стал его почитателем. Безусловно, в появлении колес 27,5 есть немалая доля маркетинга, но точно могу сказать, что это положительно влияет на качество катания, не имея серьезных недостатков для эндуро и ДХ, как у найнеров.


 
Байки с ходом подвески 150-160мм, на мой взгляд, самые универсальные для тех, кто любит гонять вниз и при этом часто «зарабатывает» эти спуски, закручивая на вершину горы своим ходом. В последние годы этот тип велосипедов сделал большой прогресс, как в способности карабкаться в гору, так и в спусковых характеристиках, так что можно смело говорить, что инженеры не зря едят свой хлеб. Range едет в гору так, как еще пару лет назад ехали байки с ходом подвески на несколько сантиметров меньше. Конечно, он не сравниться в скорости подъема с современными трейл-байками, но учитывая его назначение, могу сказать, что он прекрасно едет вверх. Зато, когда дело доходит до спусков, этот байк способен доставить огромное удовольствие, и справится с самыми жесткими каменистыми тропами и «съезжалками». Гонки эндуро, суровый All-mountain, катание в байк-парках, соревнования по mini-dh или даже DH по флоу трассам – вот истинное предназначение этого универсального солдата.



Велосипеды Norco - для тех кто не знает границ!

 

все новости
Оценить:  
 

Теги: norco, обзор велосипеда, Евгений Шипилов, norco range, Велосипеды

Скидки до 25% на зимнюю коллекцию 2024/2025!

Скидки до 40% на летнюю коллекцию 2024!

Подарочные карты

все предложения



Сеть специализированных спортивных магазинов «Триал-Спорт». Снаряжение, одежда, обувь и аксессуары для активного отдыха и спорта! Велосипеды горные, шоссейные и bmx, роликовые коньки, скейтборды, лонгборды и самокаты, горные и беговые лыжи, сноуборды, ледовые коньки и хоккейная экипировка, товары для альпинизма и скалолазания, туристическое снаряжение. Интернет-магазин с доставкой по России и в Республику Беларусь!